Чем больше света мы зажжём в душе ребёнка, тем меньше в ней будет тьмы…
Домашняя страница Написать письмо Карта сайта
Видеостудия «Кино-ОТРОК»







 Программа ФГОС "ШКОЛА РОССИИ" введена в начальной школе

                                                                         Основная

общеобразовательная

программа начального общего образования

ГКООУ Медновская СШИ

 Оглавление

 

I.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 3

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ... 8

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 12

IV. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УУД У ОБУЩАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 15

V. ПРОГРАММЫ ОТДЕЛЬНЫХ  УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ.. 68

VI. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ   90

VII. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.. 95

VIII. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ... 108

IX. ПРОГРАММA ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 112

ЛИТЕРАТУРА.. 125

 I.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена:

– на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;

– на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Согласно требованиям Стандарта, первым разделом Образовательной программыявляется Пояснительная записка, которая содержит:

– введение;

– цели и задачи реализации Образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам образования;

– общую характеристику  Образовательной программы;

– состав участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения.

 

Введение

Образовательная программа разработана творческой группой педагогов ГКООУ Медновская СШИ в составе: Волкова О.А., Солдатова Е.Н.. Дрожалкина И.В.. Киселева В.В.. Лусникова Н.А. Образовательная программа разработана в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; с учетом рекомендаций Примернойпрограммы образовательного учреждения, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, а также концептуальных положений УМК «Школа России», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования.

 

Цели и задачи реализации Образовательной программы.

Основной целью развивающей личностно-ориентированной системы обучения, реализованной в УМК «Школа России»,является оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. В этой деятельности ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то – обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Инновационные подходы нашли свое отражение и в  целевой установке  УМК «Школа России» – обеспечение планируемых результатов основной образовательной программы, к числу которых отнесены:

- личностные результаты – знание моральных норм, умение соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами, умение выделить нравственный аспект поведения, сформированость мотивации к обучению,  сформированность умения учиться;

- метапредметные результаты – освоенные обучающимися в ходе образования (урочной и внеурочной деятельности) универсальные учебные действия:  познавательные, регулятивные и коммуникативные;

- предметные результаты – освоенная обучающимися в ходе изучения того или другого предмета, в условиях урочной и внеурочной деятельности,  система ЗНАНИЙ и опыт специфичный для предметной области по получению этих знаний, их преобразованию и применению в практике повседневной жизни.

В  УМК «Школа России» задачи начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта:

УМК «Школа России»направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования всем обучаемым с учетом: разновозрастного зачисления детей в первый класс (дети шести, семи, восьми лет); разного уровня дошкольной подготовки (дети, посещающие и не посещающие детский сад); топографической принадлежности детей (городские и сельские дети имеют разный опыт жизни и свои преимущества, что, безусловно, должно сказаться на подборе учебного материала); разного уровня владения русским языком (нередко это дети, у которых русский язык не единственный язык общения, а также имеющие  логопедические проблемы); особенностей мировосприятия городских и сельских детей;  наполняемости классов: полные и малокомплектные; разновозрастные и разноуровневые и другие факторы.

Основные принципы (требования) развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Школа России»:

 

Общая характеристика Образовательной программы.

Образовательная программа предусматривает:

 

Состав участников образовательного процесса.

ГКООУ Медновская СШИ находится на расстоянии 3 км от с. Медное , в 20 км от города Твери. Вблизи школы-интерната  проходит автомагистраль Москва  - Санкт-Петербург. Школа-интернат находится в центре небольшого селения МСШИ рядом с сосновым лесом, здание соответствует требованиям СанПиНа и противопожарной безопасности. Режим работы круглосуточный. Подъем в 8-30 час., утренняя зарядка. Уроки начинаются с 9-00 час. Продолжительность уроков в первом классе в 1 четверти- 35 минут ,со 2 четверти -40 минут ,в остальных классах -  сорок пять минут. В 1-4 классах введен особый режим работы начальной школы: после второго урока проводится динамическая перемена, на каждом уроке - физкультминутка и упражнения для снятия усталости глаз. После обеда сончас, самоподготовка, занятия в кружках, секциях. Отбой в 21-00 час.   

Таблица 1.Количество обучающихся на ступени начального общего образования по годам.

Класс

2014-2015учебный год

2015-2016 учебный год

2016 -2017 учебный год

1

10

10

8

2

12

12

12

3

11

11

11

4

 10

9

11

Итого

43

42

42

Таблица 2. Результаты мониторинга здоровья обучающихся ступени начального общего образования по годам.

Наименование патологии

2015-2016 учебный год

2016-2017 учебный год

Чел.

%

Чел.

%

1

Патология ССС, включая ВСД

7

5,8

4

3,7

2

Нарушения зрения

11

9,2

7

6,1

3

Заболевания ЖКТ и мочеполовой системы

8

6,7

6

5,3

4

Заболевания опорно-двигательного аппарата

22

18,5

19

16,7

5

Заболевания бронхо-легочной системы

1

0,8

2

1,8

6

Заболевания ЛОР-органов

4

3,4

4

3,7

7

Заболевания нервной системы

30

25,2

27

23,6

8

Без патологии

36

30,2

45

39,5

9

Состояние диспансерного учета

13

11

7

6,1

 

 

На ступени начального общего образования работают:

Среди них:

Школа обладает достаточной кадровой базой для организации образовательного процесса, вакансий нет.

Структурные компоненты Образовательной программы ступени начального общего образования ГКООУ Медновская СШИ

пояснительная записка;

1)        планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

2)        учебный план начального общего образования;

3)        программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования;

4)        программы учебных предметов, разработанные в свете требований Стандарта;

5)        программа формирования культуры  здорового и безопасного образа жизни;

6)        программа коррекционной работы (при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья);

7)        система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

8)        программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 В соответствии со Стандартом планируемые результаты освоения Образовательной программы обеспечивают  связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения Образовательной программы;  выступают содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися Образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

 

Связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения Образовательной программы заложена в УМК «Школа России» по  каждой группе планируемых результатов (личностные, метапредметные, предметные результаты):

 

Планируемые личностные результаты

Самоопределение:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- осознание своей этнической принадлежности;

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

Смыслообразование:

- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

Таким образом, планируется, что в сфере личностных результатов у выпускников начальной школы будут сформированы: внутренняя позиция; адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; ориентация на моральные нормы и их выполнение.

 

Планируемые метапредметные результаты

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Целеполагание:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Планирование:

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Осуществление учебных действий:

- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Прогнозирование:

- предвосхищать результат;

- предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Контроль и самоконтроль:

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- различать способ и результат действия;

- использовать установленные правила в контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий  контроль по результату и по способу действия.

Коррекция:

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Оценка:

- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Саморегуляция:

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач;

- активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

 

Группы регулятивных УУД (целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль и самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляция) представлены в соответствии с логикой организации учебной деятельности. Для каждой из групп определены соответствующие показатели (характеристики), формирование которых позволит выпускникам начальной школы овладеть типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане); контролировать и оценивать свои действия; вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- использовать общие приёмы решения задач;

- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- осуществлять рефлексию способов и условий действий,

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить, формулировать и решать проблемы;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- осуществлять смысловое чтение;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Знаково-символические:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач

Информационные:

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными);

- обработка информации (определение основной и второстепенной информации);

- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;

- анализ информации;

- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

- интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

- применение и представление информации;

- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

Логические:

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- подведение под правило;

- анализ; синтез;  сравнение; упорядочивание;

- классификация по заданным критериям; установление аналогий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение рассуждения; обобщение.

 

Представлены четыре группы познавательных УУД как составной части метапредметных результатов: общеучебные, знаково-символические, информационные и логические. Обоснованность их определения и содержательного наполнения аналогична проектированию личностных результатов.

Таким образом, в сфере познавательных УУД выпускники научатся: воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Инициативное сотрудничество:

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

Планирование учебного сотрудничества:

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Взаимодействие:

- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;

- строить понятные для партнёра высказывания;

- строить монологичное высказывание;

- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника.

Управление коммуникацией:

- определять общую цель и пути ее достижения;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности*;

- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

 В соответствии с особенностями организации общения (взаимодействия), представлены следующие группы коммуникативных УУД: инициативное сотрудничество; планирование учебного сотрудничества; взаимодействие; управление коммуникацией. Таким образом, в сфере коммуникативных УУД выпускники начальной школы приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

 Планируемые предметные результаты освоения Образовательной программы достаточно полно представлены в Стандарте с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя учебные предметы: филология (русский язык, литературное чтение; иностранный язык); математика и информатика; обществознание и естествознание (окружающий мир); основы духовно-нравственная культуры народов России; искусство (изобразительное искусство; музыка); технология; физическая культура.